В настоящее время выявление, обучение и создание условий для развития одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Многолетний опыт работы автора в дополнительном образовании убедил в том, что потенциально одаренным может быть каждый ребенок. При благоприятных условиях скрытые резервы развиваются в реальные способности. Неспособных детей нет, надо лишь найти ту самую сферу интереса, самореализации, в которой пробудятся к жизни дремлющие задатки.
Дети существенно отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Но обучение по образовательной программе может стать той отправной точкой, которая позволит найти индивидуальный, свойственный только данному ребенку путь развития его дарований.
И рамки содержательного, предметного контекста образовательного взаимодействия педагога и ребенка не являются препятствием для выявления и развития целого спектра способностей воспитанников. Большую роль здесь играют определенные профессиональные и личностные особенности педагога.
Каким должен быть педагог одаренного ребенка? Однозначного и односложного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено, несмотря на многочисленные исследования, эксперименты и научные изыскания. Попробуем обобщить личный опыт и знания, накопленные коллегами.
Итак, работая с одаренными детьми,
в ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ необходимо:
- Иметь глубокие знания по преподаваемому предмету, то есть о теории, принципах и концепциях конкретной дисциплины. Но кроме знаний о содержании дисциплины педагог должен владеть информацией о наиболее пригодных формах представления и коммуникации содержания и того, как обучающиеся наиболее эффективно усваивают конкретные концепции и темы предмета.
- Обладать эрудицией, то есть иметь широкие познания во многих областях жизни, быть начитанным, информированным.
- Иметь знания об особенностях одаренных детей. Важнейшими характеристиками одаренных детей являются любознательность (высокая познавательная потребность), развитая память, способность к выявлению проблем и прогнозированию, изобретательность, способность к шклассификации явлений и событий, пониманию отношений и связей, умение стройно излагать свои мысли, богатый лексический запас, нонконформизм, критичность в отношении себя и других, настойчивость, перфекционизм, чувствительность к невербальным сигналам и оценке своей деятельности и поведения.
- Создавать атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету.
- Использовать разнообразные технологии, техники, методы, формы работы на занятии (в том числе активные методы обучения и современные коммуникативные технологии), способствовать самостоятельной работе учащихся и стимулировать сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.).
- Создавать благоприятную, теплую, эмоционально безопасную атмосферу в объединении, способствовать динамике развития группы. Принимать учеников как равноправных собеседников, свободно обмениваться точками зрения, демонстрируя уважение.
- Ориентироваться на творчество, поощрять детей к принятию риска, использовать тактику качественного усложнения заданий по мере роста способностей обучающихся.
- Предоставлять детям безоценочную обратную связь, оказывать поддержку и помощь, стимулируя содержательное взаимодействие самих обучающихся.
в ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ необходимо:
- Обладать позитивной «Я-концепцией», то есть представлением о самом себе с преобладанием позитивных установок, в том числе об уровне собственной компетентности, ответственности, привлекательности.
- Быть эмоционально устойчивым (зрелым), то есть иметь адекватные эмоциональные реакции, непротиворечивые и последовательные от одного набора обстоятельств к другому.
- Обладать целеустремленностью и настойчивостью, быть энергичным и решительным.
- Быть толерантным, терпимым к критике вообще и в свой адрес в частности. Выдающиеся дети создают определенную угрозу педагогическому авторитету, но необходимо понимать, признавать и принимать ученика таким, какой он есть, видеть в нем носителя иных ценностей, логики мышления и форм поведения.
- Быть сензитивным, то есть проявлять чувствительность, восприимчивость к внешним обстоятельствам, в том числе к проявлениям особых качеств и характеристик, свойственных одаренным детям.
- Быть зрелой личностью, духовное и психическое развитие которой достигло норм, соответствующих возрасту индивида. В структуре зрелой личности функцию стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности должны выполнять ценности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру.
- Обладать высоким уровнем интеллекта (адаптационных возможностей ума), обеспечивающего оптимальный стиль и эффективную стратегию решения проблем. Чем выше интеллект, тем выше способности человека к реализации прогнозирования как генеральной стратегии управления поведением.
- Быть креативным (нетривиальным), остроумным, обладать гибкостью в поведении, эмоциональном реагировании. То есть быть готовым к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, способным достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. К сожалению, творческая направленность, врождённо свойственная всем, теряется под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
- Быть демократичным, доступным в общении и отношениях с людьми (обучающимися), открытым к субъект-субъектным, недирективным отношениям. Демократичность педагога позволяет принимать решения при соблюдении равного участия взрослого и ребенка, обеспечивая их максимально полное и равное влияние на результат.
- Обладать самоуважением (объективной оценкой себя, отраженной в поведении, и в соответствующих эмоциях), стремлением к саморазвитию и самоактивизации. Постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка необходимых качеств является основой для достижения жизненного успеха. Концентрация на желаниях и целях стимулирует процесс постоянного поиска все новых и новых знаний для их достижения.
- Демонстрировать модель уверенного поведения и иметь навыки эффективного общения, позволяющие прямо выражать свои чувства, потребности, защищать законные права или мнение без угрозы и ущемления других, исключать чрезмерную или неуместную степень страха или беспокойства.
- Обладать внутренней мотивацией к труду, то есть испытывать интерес к предмету, процессу и результатам труда, получать удовольствие от работы, стремиться к творческому самовыражению и самореализации, оказанию помощи людям, сопереживанию и эмоциональному контакту.
- Доверять окружающим, признавать их право на самостоятельное решение собственных проблем. Демонстрировать уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, готовность к взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией.
- Иметь твердую систему взглядов и убеждений, в основе которой лежат определенные представления, идеи, существенно влияющие на отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, мировоззрением, принципами.
Педагог может развить указанные личностные и профессиональные качества, на наш взгляд, несколькими путями:
- участие в тренингах – обучающих интерактивных мероприятиях, направленных на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок;
- прохождение курсов, стажировок, участие в семинарах, конференциях, самообразование с целью получения новых знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
- обмен опытом с коллегами, участие в работе мастер-классов и педагогических мастерских, саморазвитие для выработки умений, необходимых для эффективного образовательного взаимодействия с одаренными воспитанниками.
Используемый источник: https://www.b17.ru/article/15326/
|