Главная » Статьи » Рекомендации » Родителям |
Эту статью начнем с решения несложной математической задачи: попытайтесь сложить ряд последовательных чисел от 1 до 1000 и получите сумму. Подобную задачу известный немецкий математик Карл Гаусс (1777-1855 гг.) однажды уже решил за считанные минуты. Рассказывают, не успел учитель прочитать задание, как маленький Гаусс сказал: «Решил! 5050». И он объяснил, что каждая пара чисел, которые одинаково удалены от концов ряда, равна 101 (1 + 100, 2 + 99...). Таких пар 50. Получается 5050. Оказывается, так же примерно учатся все талантливые или просто очень способные дети. Они решают ни 5, ни 10 или 100 задач. Они берут одну-единственную задачу, но решают ее совсем иначе, чем другие дети. Как мальчик, будущий великий Гаусс, решил задачу на сложение натурального ряда чисел от единицы до ста? Скорее всего, он каким-то образом сумел преодолеть магию чувственно воспринимаемых цифр и увидел их в ином обличье. Ну, например, в виде двух параллель ных рядов, один шел по восходящей (от единицы до ста), а другой —по нисходящей (от 100 к единице). Тогда сумма противостоящих друг другу членов обоих рядов будет все время одинакова: 1 + 100, 2 + 99, 3 + 98... и так далее. И тут мальчика, вероятно, осенило: зачем нудно и долго нанизывать цифры на длинный ряд плюсов, если все гораздо проще — надо первую сумму (101) помножить на 100 (количество членов натурального ряда), а результат поделить пополам. Так это было или иначе — не в этом суть, а в том, что мальчик сумел, говоря словами С. Рубинштейна, почерпнуть из старого-престарого объекта новое для себя содержание. Считали, что способности зависят от объема мозгового вещества, поскольку у многих талантливых и гениальных людей объем мозга превышал обычную человеческую норму в 1400 см куб. и достигал 1800 см куб. (например, у И. С. Тургенева). Но рядом стояли такие факты, когда гениальный человек имел мозг, как например, Пастер, у которого после кровоизлияния функционировало только одно его полушарие, и такая гипотеза не могла пояснить все эти факты. Тогда обратились к структуре клеток головного мозга, особенно его коры, и находили, что у гениальных людей иногда наблюдались отличия от обычной структуры, но какие именно из этих отличий имеют решающее значение, оставалось загадкой. Представлялось, например, также, что талантливым бывает первый ребенок в семье. И эта гипотеза имела своих поклонников, пока не пришла на помощь статистика. Из 74 всемирно известных, гениальных и талантливых людей, из биографических данных которых можно было установить, какими по счету они родились, первыми оказались только 5: Мильтон, Леонардо да Винчи, Гейне, Брамс и А. Рубинштейн. А. Франклин был семнадцатым ребенком в семье, Менделеев — тоже семнадцатым, Мечников — шестнадцатым, Шуберт — тринадцатым, Сара Бернар — одиннадцатым, Вебер — девятым, Рубенс — седьмым и т. д. Следовательно, дело не в том, каким по счету родился ребенок в семье, а в чем-то другом. Очень живучей оказалась гипотеза о наследственности способностей. Огромное количество противоречивых фактов не мешает ее поклонникам. У пяти поколений рода Бахов, кроме Иоганна Себастьяна, было 56 (по другим данным — 15) талантливых музыкантов. То же самое можно сказать, пусть в меньшей мере, и о других семьях талантливых людей. Но здесь есть и диаметрально противоположные факты. Например, род Шумана. Из 136 членов этого рода только один музыкант — Роберт Шуман. И, несмотря на то что его жена тоже была талантливой пианисткой, никто из восьми их детей не стал музыкантом. Почему? А почему в роду Толстых лишь Лев Николаевич оказался гениальным писателем? Как, скажем, объяснить такой ряд фактов: очень часто дети-дошкольники и младшие школьники поражают взрослых ранним проявлением творческих способностей. Но проходят годы, дети вырастают, и ни талантливых, ни тем более гениальных людей из них не получается. Куда деваются их способности и задатки? Почему среди наших студентов около третьей части не имеют музыкального слуха, а среди студен- тов-вьетнамцев таких нет? Почему одни считают, что научными работниками в области математики могут быть лишь 1-2% юношей и девушек (академик А. Колмогоров), а другие — 60-80% (учитель К. Скороход). Подобных вопросов, на которые трудно дать ответы, очень много. Способность — достаточно стойкая особенность, которая мало изменяется на протяжении всей жизни человека. Если ребенку тяжело дается математика в начальной школе, то это качество сохраняется у него во всех средних и старших классах. При всем трудолюбии, желании трудиться, аккуратности и других качествах способным такого ученика не сделаешь, говорят учителя. И в большинстве случаев это действительно так, исключения очень редки. Легко найти людей, не только психически нормальных, но и обладающих развитыми способностями в тех или иных областях, которые в принципе (т. е. независимо от обучения) не смогут нарисовать хотя бы среднюю картину, понять абстрактную математическую теорию и т. д. Ясно, что в таких случаях обучение будет неэффективным. Даже у многих широко одаренных гениальных людей были области, в которых они обнаруживали поразительную неспособность и даже беспомощность. У Пушкина камнем преткновения была математика, Дарвин жаловался на свою неспособность воспринимать искусство, Гоголь всю жизнь очень мало читал и плохо усваивал прочитанное. Эйнштейн говорил, что у него слабые способности к математике. Он действительно часто делал ошибки в вычислениях, и кто-то сказал про него, что его гениальность заключалась в неспособности понимать самоочевидные истины. А сколько было ошибок в определении способностей людей! Знаменитый биолог Карл Линней, физики Франклин и Пьер Кюри, изобретатели Уатт, Морзе и Эдисон, философы Спенсер, Герцен, Белинский, писатели и поэты Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Берне, Гоголь, наконец Ньютон, Дарвин, Лобачевский считались в школе неспособными учениками. Шаляпина «по неспособности» не приняли в хористы. Щедрин, написав сочинение за дочь, получил «двойку», да еще с припиской: «Не знаете русского языка». Список этот можно было бы продолжить. Удивительно, но способности даже у одного человека нередко распределяются прихотливо и мозаично. Известно, что Дюма-отец, например, гордился своими кулинарными способностями едва ли не больше, чем литературными. Андре Моруа, биограф Дюма, предположил, что в этих столь различных способностях писателя была какая-то общая основа — бесконечная изобретательность, чувство новизны, особое умение угадать, какое блюдо (кулинарное или литературное) может понравиться. В других случаях, наоборот, «близкие» способности оказываются отдаленными друг от друга: далеко не все хорошие шахматисты — хорошие математики (и наоборот). Л. Н. Толстой, величайший психолог, писал, что «одно из самых обыденных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот: но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делили людей. И это неверно. Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь между тем и самим собой». Для формирования интеллекта и накопления опыта, как известно, особенно продуктивными являются молодые годы. Н. В. Гоголю было 22 года, когда он написал «Вечера на хуторе близ Ди- каньки». А. С. Грибоедов создал гениальное «Горе от ума» в 28 лет. Шиллер написал «Разбойников» в 22 года. М. А. Шолохов закончил первую часть «Тихого Дона», когда ему было 23 года. Основные мысли о всемирном тяготении и других законах природы возникли у И. Ньютона, когда ему было 25 лет. Н. И. Лобачевский нашел решение тысячелетней проблемы об аксиоме параллельных линий в возрасте 23 лет. В таком же возрасте были высказаны принципы теории относительности А. Эйнштейном. Квантовое учение об атомах было сформулировано Н. Бором в 1913 году, когда ему не было и 30-ти лет. Центральная идея квантовой механики в двойственности корпускулярно-волновой природе материи была развита де Бройлем в его первой диссертационной работе при окончании Парижского университета, когда ему было 22 года. Ферми в 33 года создал теорию бета-распада. Резерфорд проявил свой гений в 33 года. И. И. Мечников в 22 года доказал единство развития беспозвоночных и позвоночных, внутрикисточного пищеварения, а в 25 лет получил кафедру. В возрасте от 25 до 30 лет стали профессорами и заняли кафедры и другие ученые: К. А. Тимирязев (28 лет), В.М. Бехтерев (29 лет), С. П. Боткин (28 лет),С.О. Ковалевская (28 лет), И. М. Сеченов (30 лет). Академик Н. Н. Боголюбов получил диплом Киевского университета в 16 лет, академик Л. Д. Ландау уже в 14 учился на физико-математическом и химическом факультетах. Основоположник кибернетики Н. Винер в 14 лет получил ученую степень. Трактат «Опыт конических сечений», написанный в 15 лет, сделал французского математика и физика Б. Паскаля знаменитым. Академик В. М. Глушков в 1947 году поступил на физмат Ростовского университета и уже на следующий год с блеском его окончил. В 28 лет он стал кандидатом наук, в 32 — доктором, в 40 — академиком. В «Комсомольской правде» тогда писали: «Его путь в науку был так блестящ и стремителен, что мог бы стать предметом специального изучения и для социологов, и для психологов». В детстве он пытался «по уравнению Шлизенгера рассчитать наперед свойства вещества», размышлял, почему формы жизни сложились так, а не иначе. Пробовал оценить время, нужное для эволюции на основе естественного отбора. Получалось, что за пять миллиардов лет человек появиться не мог. Тогда же, в детстве, он сделал вывод: значит, есть какие-то другие, чисто химические механизмы более раннего отсекания случайных комбинаций, чем естественный отбор Дарвина. В. М. Глушков был уверен, что возможности вычислений беспредельны. Можно точно доказать, почему ихтиозавры существовали, а люди с тремя глазами или пятью конечностями возникнуть не могли. С биологии — в третьем классе — увлечения только начались, потом была геология, а к пятому классу ее сменили радиоуправляемые модели. По чертежам журнала «Техника — молодежи» смастерил, а потом взялся усовершенствовать электронную пушку. Правда, пришлось для этого выучить алгебру и тригонометрию до десятого класса, потом — математический анализ и теоретическую физику. Года через два электронная пушка выстрелила в цель. Заряд был, прямо скажем, недетским. Но немало можно привести примеров, свидетельствующих, что различного рода таланты просыпаются у человека лишь в зрелом возрасте. Например, один из основоположников советской математики Н.Н. Лузин в гимназии учился на «двойки» именно по математике, ему грозило исключение. Когда же он, наконец, «взял быка за рога», у него постепенно выявились незаурядные математические способности. Чехов, великий Чехов, не получал за свои школьные сочинения больше «тройки». Лишь в сорок лет занялся литературным творчеством Иван Крылов, еще позже — Павел Баженов... Кто бы мог угадать в обыкновенном гимназисте Александре Вишневском, помышлявшем всего лишь о скромном занятии лесничего, будущего дерзновенного ученого, выдающегося хирурга, корифея медицины? А кто бы мог угадать в слабеньком физически мальчике Валерии Брумеле будущего чемпиона мира? Все, о чем мы говорили выше, бесспорно, поучительно и интересно. Но давайте попробуем определиться в собственных способностях, сначала более общих, а затем и специальных. Это необходимо потому, что у нас с вами можно выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Такие общие способности, как трудолюбие, любовь и интерес к своему делу, развитость мышления нужны для любой профессии. А ряд других способностей — не для каждой. Так, отличать красный цвет от зеленого шоферу и машинисту железнодорожного транспорта необходимо, а токарю — необязательно. Для учащихся художественных училищ нужны способности к рисованию, а для будущих поваров — хорошее обоняние, вкусовое восприятие. Высотникам-сварщикам необходима эмоционально-моторная устойчивость, а музыкантам необходим хороший музыкальный слух. Поэтому надо различать более общие способности и более частные, специфические именно для данной профессии. Специальные способности проявляются в определенных видах деятельности и могут быть выявлены специальными методиками. С помощью этих методик специалисты определяют их наличие. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, т. е. насколько быстро и основательно учащийся при прочих равных условиях осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности. Общие способности могут быть выявлены в процессе учебно-воспитательной работы, они являются условием успешности освоения учащимися различных видов деятельности. В сочетании с направленностью они определяют эффективность дальнейшего освоения учащимися какого-либо конкретного вида деятельности. Для выявления своих общих способностей давайте обратимся к нижеприведенным методам. Попытайтесь теперь решить следующую задачу. 1 3 1 3 3 1 3 1 На стенах квадратного бастиона необходимо было расставить 16 охранников. Комендант разместил их по 5 с каждой стороны. Потом пришел полковник и, недовольный их размещением, дал команду разместить по 6 человек с каждой стороны. После полковника пришел генерал, рассердился на полковника за его решение и разместил охранников по 6 с каждой стороны. Проведите размещение охранников в двух последних случаях. И, наконец, попробуйте без нашей подсказки выполнить еще одно задание. Инструкция такова. Не меняя расположения чисел в каждом ряду, поставьте между ними знак арифметического действия (умножения, деления, сложения, вычитания) и скобки так, чтобы в результате этих действий в каждом ряду получилось бы по единице:
В широко известной книге «Великие люди» Вильгельм Оствальд делает вывод, что будущие выдающиеся исследователи почти все без исключения были плохими учениками. Для подкрепления своего утверждения он приводит имена Дэви, Фарадея, Майера, Либиха, Гельмгольца. Либих, к примеру, вынужден был покинуть школу после того, как долгое время слыл «позором заведения». Вспомним еще раз биографию Эйнштейна. В институте ему было заявлено профессором физики, что усердия и доброй воли у него достаточно, способностей не хватает и что он даже не представляет себе, как трудно изучить физику. Профессор порекомендовал Эйнштейну занятия медициной, юриспруденцией или филологией. Многие из известных ныне людей в детстве и юности производили впечатление малоспособных и даже тупых. Джеймс Уатт, Свифт, Гаусс были «пасынками» школы, считались бездарными. Ньютону не давалась школьная физика и математика. Гельмгольца учителя признавали чуть ли не слабоумным. Про Вальтера Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым». «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс, ты будешь позором для себя и своей семьи»,— говорил отец Чарльзу Дарвину. Великий русский художник Суриков, у которого с раннего возраста проявлялись удивительные способности к рисованию, в молодые годы не был принят в Академию художеств на том основании, что он якобы не обладает способностями быть художником. Инспектор Академии, просмотрев рисунки, которые Суриков представил на конкурс, сказал: «За такие рисунки Вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Однако Суриков верил в свои способности и наперекор этим утверждениям упорно шел к своей цели и, как известно, стал знаменитым художником XIX века. Известный композитор Шуберт в официальных кругах Вены считался профаном, невеждой в музыке. Но он знал цену своим способностям, развивал их и создавал великие музыкальные произведения. Моцарт постоянно подвергался унижению и оскорблению власть и богатство имущими. Ученого Линнея в молодые годы в школе считали абсолютно не способным к учебе, к получению образования и благодаря этому его хотели определить работать к сапожнику. Бетховен в официальных кругах был известным в качестве глухого чудака. Всемирно известного ученого Ньютона в школе считали несообразительным лентяем. А он уже в школьные годы обладал удивительной способностью создавать разнообразные механические устройства. Конечно, эту способность он мог развивать и проявлять лишь в домашних условиях. Таковы действительные факты. Но виноваты были не ученики. По словам Оствальда, школа вызвала умственный паралич. Особенно у одаренных людей. При определении же одаренности Оствальд ставит на первое место самодеятельность мышления, затем — способность соблюдать факты и извлекать из них правильные выводы. «Эти свойства присущи отнюдь не только выдающимся людям, каждый желающий сделать в жизни что-нибудь серьезное, должен в известной мере обладать такими свойствами. Но как относится к ним школа? Она подавляет их в корне». Таково заключение Оствальда. Вдумчивому читателю очень много могут рассказать воспоминания X. Р. Клинтон. Она писала о том, что одна из ее подруг была единственной сторонницей демократов в классе и поддерживала президента Джонсона, а Хиллари — республиканца Голдуотера. Молодой учитель Джери Бейкер, то ли от большого ума, то ли из-за врожденного иезуитства, решил, что Хиллари будет представлять президента Джонсона, а ее подруга — сенатора Голдуотера. Обе подруги обиделись и запротестовали, но мистер Бейкер резонно объяснил им, что благодаря этому они лучше будут знать аргументы другой стороны. Хиллари было жаль времени, потраченного в библиотеке на изучение платформы демократов и заявлений Белого дома. Но во время подготовки к дебатам она почувствовала, что это что-то большее, чем просто игра. Кажется, такие же чувства были и у ее подруги. Но уже к окончанию учебы они изменили свои политические убеждения. Вера в правила действий, почерпнутых из книг, а не из жизни, приводят к трагикомическим столкновениям известного литературного героя — Дон Кихота. Он освоил рыцарские правила чести, правила рыцарской борьбы, но проигрывает поединок за поединком в своих столкновениях с внешним миром, потому что этот мир устроен не по рыцарским правилам. И Дон Кихоту приходится не победами, а самим фактом своего существования, верой и стремлением доказывать возможность справедливости. Обычно мы оцениваем способности по наличию соответствующих знаний. Такая оценка базируется на предположении, что чем более способен человек к работе в той или иной области, тем более глубокими знаниями он в ней обладает. Однако характер знаний зависит не только от способностей человека, но и от множества других факторов: работоспособности, добросовестности подхода к изучению материала, степени интереса к нему, качества преподавания и т. д. Оценка на экзамене, которая отражает степень усвоения знаний, не всегда прямо пропорциональна способностям. Скрытые за знаниями способности оценить значительно сложнее, хотя это является более важным, чем оценка знаний. Если обратиться к биографии одаренных детей, нетрудно заметить, что они не были в детстве безнадежными тупицами, не способными ни на что. Как раз наоборот. Тот же Эйнштейн уже в гимназии интересовался великими загадками мироздания, желая постичь его вечные законы. В детстве его заворожил карманный компас, подаренный отцом. Он видел в нем не игрушку, а чувствовал в движении стрелки тайную силу, которая, по его представлению, «превосходила все силы человеческие». В двенадцать лет его потрясла случайно попавшая в руки книжка по эвклидовой геометрии на плоскости. Все это влекло подростка, будоражило воображение. «В возрасте от двенадцати до шестнадцати лет,— пишет Эйнштейн,— я овладел основами математики, включая принципы дифференцированного и интегрального исчисления». А что же школа? В мюнхенской гимназии, где он тогда учился, царил дух бессмысленной зубрежки и бездумного натаскивания. Все это парализовывало всякую инициативу и самостоятельность учеников. Но гений есть гений. Он ищет свой путь, оставаясь равнодушным к тому, что ему навязывают. Гельмгольц на уроках латинского языка решает под столом задачи... по оптике, так как «Цицерон и Вергилий были в высшей степени скучны». А Эйнштейн совсем бросает гимназию и самостоятельно готовится к поступлению в институт. Вот уж действительно: любознательность — парус, под которым учащийся уходит в неизведанные дали познания. Особенно даровитых учеников, отмечает Оствальд, можно узнать по тому, что они недовольны тем, что им дает школьное преподавание. Они восстают против стандарта и рутины. Их не устраивает стремление школы напичкать всех как можно большими знаниями, причем одинаковыми для всех. Не надо ума, не надо сообразительности. Тренируй память, прилежно зазубривай готовые данные — ты будешь пай-мальчиком. А сможешь ли ты в будущем применить эти знания, разумно распорядиться усердно упакованным багажом сведений — школу не интересует. Экзамен — главный критерий подготовленности учащегося. На экзамене же при такой системе обучения, в свою очередь, может блеснуть лишь память, а не сообразительность. А. де Сент-Экзюпери предупреждал: «Тот, кто думает, что культура — набор вызубренных формул, невысокого мнения о ней. Посредственный ученик специального класса лицея знает больше о природе и ее законах, чем Декарт и Паскаль. Однако разве такой ученик способен мыслить, как они?» Таковы пороки школы, вошедшие в противоречие с формированием одаренностей, творческих черт личности. Если в прошлом несоответствие между требованиями, предъявляемыми к человеку школой и жизнью, касалось единиц, то в век научно-технического прогресса речь идет о широких масштабах. Теперь не только наука и искусство требуют творческих людей. Они нужны производству, всем сферам жизни. Перед школой стоит задача готовить Ньютонов, Ломоносовых, Курчатовых в массовых масштабах. Мозг, хорошо устроенный, подчеркивал М. Монтень, стоит дороже, чем мозг, хорошо наполненный. Эту мысль поддерживал и К. Д. Ушинский, отмечая, что одностороннее увлечение задачей развития ума, как и задачей приобретения готовых, полезных знаний, противоречит законам развития человека. Деятельность, которой можно обучить практически каждого психически здорового человека, не предполагает предварительного осуществления процедуры соответствующих способностей. Не нужно, например, ставить проблему оценки способностей перед тем, как учить их читать и писать: этому может научиться каждый психически нормальный ребенок. Но было бы ошибочно подходить так же, как к способности читать и писать, и к другим способностям человека. Уже Платон отмечал, что «люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу так же... Поэтому можно все сделать в большем количестве, лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам». Если система деятельности фиксирована, может быть сведена к одним и тем же повторяющимся во времени процедурам (решение стереотипных задач, работа на конвейере), то в основе ее эффективности лежат главным образом уже накопленный опыт и сформировавшиеся личностные качества. В этом случае принято говорить об исполнительских способностях как продукте обучения, т. е. усвоения ранее открытого, запоминания, повторения, тренировки. Все эти процессы — главный продукт традиционного обучения, в котором принуждение как движущая сила стоит на первом месте. Если взять пианистку или рабочего-прессовщика, который подкладывает заготовки под пресс и нажимает кнопку или педаль включения, то, наверное, нет необходимости кого-то убеждать, что вся или почти вся их работа относится к исполнительской группе. Они делают то, чему их научили, не более. Никаких новых задач, решению которых они раньше не обучались, у них нет. Но уже у слесаря-ремонтника или шофера обязательно возникают эти новые задачи. Попробуй, определи, почему стала машина или сколько и каких неисправностей имеет станок, который привезли в ремонт. Здесь может выручить только то, что в народе называют смекалкой, а мы — творческими способностями. Творческие способности — продукт самодвижения, самостоятельного решения задач и вопросов, самостоятельного раскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, продукт работы мозга по пути «от открытия истин, всем известным, до открытия истин, никому не известных» (К. Э. Циолковский). Это — продукт развития, причем развития свободного, в котором интерес, увлечение и пристрастность — главные движущие силы. Если в исполнительской деятельности люди мало отличаются один от другого по продуктивности труда, то в творческой работе разница в продуктивности может быть огромной. История техники подтверждает это большим количеством примеров. Вот некоторые из них. Полтора месяца бились инженеры старой французской верфи над тем, чтобы новый грузовой пароход развивал расчетную скорость в девять узлов, но он не давал больше семи. Тогда они обратились за помощью к известному русскому кораблестроителю А. Н. Крылову, и тот, провозившись час или два над моделью парохода, решил задачу. «Скорость в девять узлов он развивать должен, но для этого необходимо укоротить лопасти гребных винтов на шесть дюймов, а обороты гребного вала увеличить», — предложил он. Однако Крылову не поверили, поскольку, по мнению французских инженеров, укорочение длины деталей уменьшало тягу, и старались повысить скорость своими средствами и способами еще на протяжении целого месяца. Только исчерпав все возможности и не добившись результатов, решили все же отрезать лопасти винтов — и что же? В первом ходовом испытании пароход развил скорость до 9,5 узлов. Вот теперь и сравним: конструкторское бюро известной французской верфи на протяжении более двух месяцев не могло решить задачу, с которой Крылов управился за считанные часы. Это была, конечно, творческая задача, и преимущество Крылова в уровне развития творческих способностей над инженерами оказалось очевидным. Много интересных фактов рассказывают люди, которые знали советского авиаконструктора А. Туполева. Вот он приехал на завод, где сооружали новый самолет. Машина была почти готова, и скоро должны были начаться летные испытания. «Не полетит!» — сказал Туполев, обходя самолет и внимательно рассматривая его. А потом во время просмотра чертежей он еще раз подтвердил свою мысль: «Вот здесь самолет переломится». Молодой конструктор спорил, не соглашался, но через год, встретившись снова с Туполевым, горько признался: «Самолет мы все же построили, но переломился, проклятый. В том самом месте, где Вы указали!» В ходе решения математической задачи любого типа количество и степень развернутости действий у разных людей могут существенно варьироваться. Дополнительные построения, чертежи и т. д. представляют собой усложнение деятельности, если задачу решает неспособный человек. Прямым же следствием наличия способностей является «свертывание» лишних действий, «сокращение» деятельности в целом. Ясно, что «свертывание» любых «лишних» процедур, опосредующих всякую деятельность, делает последнюю более успешной. Способный оратор отличается от неспособного уже тем, что может находить удачные ассоциации, говорить убедительно и красиво, не обдумывая заранее каждую фразу; неспособный лектор, не зависимо от предварительной подготовки, не прочитает лекцию на уровне способного. Можно утверждать, что формирование способностей проявляется не в накоплении знаний, а в их «свертывании». Во всех случаях творческие способности рождаются в процессе самостоятельного решения проблем. Умение самостоятельно добывать знания ценилось во все века. Такой гений, как Фарадей, никаких университетов не заканчивал. Не имел системного образования и Эдисон, считавший, что важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить. Далее все приложится. Единственный путь развить творчество — включиться в систематическое решение проблемных, познавательных и практических задач разной степени сложности. И чем раньше, тем лучше. Дело в том, что каждый здоровый (физически и умственно) ребенок, родившись, имеет специфический головной мозг, нервную систему и колоссальные (тоже специфически человеческие) возможности для развития. В нем могут развиваться как исполнительские, так и творческие способности во всех видах человеческой деятельности. И если физическое развитие в большей мере обуславливается генетической программой, то богатство возможностей умственного развития таится не в природе наследственности, а в сроках начала, методах и условиях развития ребенка. Мозг ребенка, составляющий во время рождения всего 25% (по массе) мозга взрослого, особенно быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (до 9 месяцев — удваивается, до 2,5 лет — утраивается, до 7 лет он уже составляет 90% массы мозга взрослого). Это «дозревание», то есть рост количества новых клеток и особенно автоматических связей между ними, зависит как от многогранности и интенсивности работы всех существующих структур, так и от того, насколько стимулируется жизнью образование новых. Это «время дозревания» и является временем наивысших пластичности и чувствительности к внешним условиям, наивысших и наиширочайших возможностей развития. Это наиболее благоприятное время для заложения и начала развития всей многогранности человеческих способностей. Но развиваться у детей начинают только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее эти условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. А поскольку у каждого ребенка в семье создаются особые стимулы и условия для развития только каких-то определенных способностей, то дети с самого начала развиваются по-разному как относительно состава способностей, так и относительно успешности их развития. У одних могут развиваться лишь некоторые исполнительские способности, у других к ним могут прибавляться еще и творческие. В подготовке к самостоятельному решению сложных задач важное место занимают умения расчленять сложные задачи на доступные подзадачи, которые ведут молодого человека шагами мелких открытий к решению своей задачи. В том что это так, нетрудно убедиться, прочитав нижеприведенную задачу и варианты ее решения школьниками. «В 100-этажном небоскребе на 99 этаже живет лилипут. Каждое утро в 8.00 он выходит из квартиры, садится в лифт, опускается до первого этажа и идет на работу. Но по вечерам он ведет себя иначе. Возвратившись с работы, он садится в лифт и доезжает только до 85 этажа. Там выходит и далее до своей квартиры поднимается пешком. Почему он так поступает? Ответьте на вопрос задачи». Предполагается, что, анализируя материал задачи, испытуемые могут выполнить следующие действия: а) обратят внимание на то обстоятельство, что речь идет о лилипуте, человеке маленького роста; б) соотнесут это обстоятельство с тем фактом, что при пользовании лифтом лилипут может добраться только до 85 этажа. Отсюда формулировка интеллектуальной цели может быть более точной и «разрешающей» по сравнению с вопросом задачи: «Какая связь между лилипутом как человеком небольшого роста и столь странным использованием лифта, который довозит его лишь до 85 этажа?» Разрешить подобную цепь мысли не так уж трудно: лилипут не может дотянуться выше, чем до кнопки 85 этажа! Несомненно, что постановка указанной цели может способствовать идентификации задачи с такими житейскими задачами, в которых затруднение вызывает небольшой рост: «Почему ребенок стучит в дверь, которая не заперта, вместо того, чтобы открыть ее за ручку?»; «Почему ребенок стучит в запертую дверь квартиры вместо того, чтобы нажать кнопку звонка?»; «Почему не всякий ребенок может пользоваться лифтом?». Какие же ответы дают на первую задачу. Ответы на вопросы задачи: «Потому что он хочет пройти некоторое время пешком, так как на работе мало двигается», «Потому что он хочет сделать зарядку для сердца перед сном», «Потому что дома больной, и он не хочет греметь лифтом, чтобы не беспокоить его», «Читая условие задачи, я обратила внимание, что числа, которые даны в ней,— нечетные. Видимо, лилипут не любит четных чисел», «Физкультурой не обязательно заниматься утром, можно и вечером». «Гений есть не что иное, как дар огромного терпения». Ж. Бюффон «Гениальность зависит главным образом от энергии». М. Арнольд Как видим, давая ответы на вопросы задачи, испытуемые совершенно не учитывали такую деталь задачи, как свойственный лилипуту маленький рост. Они пытались объяснить точно так же, как если бы это был человек нормального роста! Но это означает отход от условия задачи, неполный анализ и синтез исходных данных. Неполнота использования данных обеспечивала легкую, но неадекватную идентификацию задачи с некоторыми житейскими ситуациями и задачами («зайти в гости», «не беспокоить больного» и т. п.). Привычные умения — интеллектуальные и практические — можно прививать, алгоритмизируя их, то есть показывая, из каких последовательных точных операций они состоят и как их выполнить. Так учат письму, сравнению, токарному делу. Творчеству так учить нельзя. Творческие действия нельзя алгоритмизировать. Нельзя объяснить, как можно увидеть новую проблему в привычной ситуации. Стоит только назвать эту проблему, как ученику уже незачем думать, и тем самым он упускает случай приобрести опыт видения проблемы. Приведем простой пример с игрой между двумя партнерами. На столе раскладываются 15 спичек. Партнеры по очереди берут спички из этого набора. За один ход можно брать одну, две или три спички. Проигрывает тот, кто берет последнюю спичку. Существует правило, применение которого гарантирует выигрыш тому, кто начинает игру (делает первый ход). Правило это фиксирует число спичек, которое нужно оставлять на столе для второго игрока: 13, 9, 5. Если сообщить это правило одному из двух игроков, то первый, знающий правило будет демонстрировать более эффективную деятельность; он постоянно выигрывает, у него нет ошибок, ориентировка в ситуации очень четкая. Однако ему теперь не нужно думать, достаточно только применять точно правило. Точность обеспечивается в результате прочного усвоения правила, в результате образования умственных навыков, приемов умственной работы. В чем же заключается сущность проблемы индивидуальных различий, склонностей, одаренностей? Ответ на этот вопрос дает исследование психолога Б. М. Теплова, который показал, что очень сильная, действенная и устойчивая склонность к какому-либо делу, склонность, которая становится любовью к этому делу, обычно говорит о наличии способностей. В то же время такая любовь к делу сама является важнейшим фактором развития таланта. Характерно, что у одаренных детей повышенная жизненная активность выражается в тяге не только к умственному труду, но и к труду физическому. Общая склонность ко всякой работе, а не только к умственной, была у этих детей в дошкольные годы еще более показательной. Преобладание собственно умственных интересов пришло не сразу. И в то же время при скромных «специальных» данных множители воли и характера могут сделать чудеса. Вспомним, с чего начинал ораторскую деятельность Демосфен? Невероятные усилия, бесчисленные тренировки, титаническое преодоление самого себя помогли стать ему величайшим оратором Греции. Наполеон говорил, что способности полководца должны представлять собой квадрат, одна сторона которого — ум, другая — воля. Плохо, говорил он, если одна сторона больше другой, но если нужно делать выбор, то предпочту того, у кого воля преобладает над умом, а не наоборот. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть: как ни важны усилия родителей, педагогов по развитию одаренности детей, еще более значимыми представляются усилия по воспитанию трудолюбия. Источник: Е.М. Павлютенков,СЕКРЕТЫ ТАЛАНТА/Е.М. Павлютенков, В.Е. Штанова // ВСЁ ДЛЯ АДМИНИСТРАТОРА ШКОЛЫ.- 2012 г. -№1 | |
Просмотров: 2089 | |
Всего комментариев: 0 | |