Главная » Статьи » Рекомендации » Учителям

Педагог для одаренного ребенка

В настоящее время выявление, обучение и создание условий для развития одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Многолетний опыт работы автора в дополнительном образовании убедил в том, что потенциально одаренным может быть каждый ребенок. При благоприятных условиях скрытые резервы развиваются в реальные способности. Неспособных детей нет, надо лишь найти ту самую сферу интереса, самореализации, в которой пробудятся к жизни дремлющие задатки.

Дети существенно отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Но обучение по образовательной программе может стать той отправной точкой, которая позволит найти индивидуальный, свойственный только данному ребенку путь развития его дарований.

И рамки содержательного, предметного контекста образовательного взаимодействия педагога и ребенка не являются препятствием для выявления и развития целого спектра способностей воспитанников. Большую роль здесь играют определенные профессиональные и личностные особенности педагога.

Каким должен быть педагог одаренного ребенка? Однозначного и односложного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено, несмотря на многочисленные исследования, эксперименты и научные изыскания. Попробуем обобщить личный опыт и знания, накопленные коллегами.

Итак, работая с одаренными детьми,

 

в ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ необходимо:

  1. Иметь глубокие знания по преподаваемому предмету, то есть о теории, принципах и концепциях конкретной дисциплины. Но кроме знаний о содержании дисциплины педагог должен владеть информацией о наиболее пригодных формах представления и коммуникации содержания и того, как обучающиеся наиболее эффективно усваивают конкретные концепции и темы предмета.
  2. Обладать эрудицией, то есть иметь широкие познания во многих областях жизни, быть начитанным, информированным.
  3. Иметь знания об особенностях одаренных детей. Важнейшими характеристиками одаренных детей являются любознательность (высокая познавательная потребность), развитая память, способность к выявлению проблем и прогнозированию, изобретательность, способность к шклассификации явлений и событий, пониманию отношений и связей, умение стройно излагать свои мысли, богатый лексический запас, нонконформизм, критичность в отношении себя и других, настойчивость, перфекционизм, чувствительность к невербальным сигналам и оценке своей деятельности и поведения.
  4. Создавать атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету.
  5. Использовать разнообразные технологии, техники, методы, формы работы на занятии (в том числе активные методы обучения и современные коммуникативные технологии), способствовать самостоятельной работе учащихся и стимулировать сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.).
  6. Создавать благоприятную, теплую, эмоционально безопасную атмосферу в объединении, способствовать динамике развития группы. Принимать учеников как равноправных собеседников, свободно обмениваться  точками зрения, демонстрируя уважение.
  7. Ориентироваться на творчество, поощрять детей к принятию риска, использовать тактику качественного усложнения заданий по мере роста способностей обучающихся.
  8. Предоставлять детям безоценочную обратную связь, оказывать поддержку и помощь, стимулируя содержательное взаимодействие самих обучающихся.

в ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ необходимо:

  1. Обладать позитивной «Я-концепцией», то есть представлением о самом себе с преобладанием позитивных установок, в том числе об уровне собственной компетентности, ответственности, привлекательности.
  2. Быть эмоционально устойчивым (зрелым), то есть иметь адекватные эмоциональные реакции, непротиворечивые и последовательные от одного набора обстоятельств к другому.
  3. Обладать целеустремленностью и настойчивостью, быть энергичным и решительным.
  4. Быть толерантным, терпимым к критике вообще и в свой адрес в частности. Выдающиеся дети создают определенную угрозу педагогическому авторитету, но необходимо понимать, признавать и принимать ученика таким, какой он есть, видеть в нем носителя иных ценностей, логики мышления и форм поведения.
  5. Быть сензитивным, то есть проявлять чувствительность, восприимчивость к внешним обстоятельствам, в том числе к проявлениям особых качеств и характеристик, свойственных одаренным детям.
  6. Быть зрелой личностью, духовное и психическое развитие которой достигло норм, соответствующих возрасту индивида. В структуре зрелой личности функцию стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности должны выполнять ценности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру.
  7. Обладать высоким уровнем интеллекта (адаптационных возможностей ума), обеспечивающего оптимальный стиль и эффективную стратегию решения проблем. Чем выше интеллект, тем выше способности человека к реализации прогнозирования как генеральной стратегии управления поведением.
  8. Быть креативным (нетривиальным), остроумным, обладать гибкостью в поведении, эмоциональном реагировании. То есть быть готовым к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, способным достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. К сожалению, творческая направленность, врождённо свойственная всем, теряется под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
  9. Быть демократичным, доступным в общении и отношениях с людьми (обучающимися), открытым к субъект-субъектным, недирективным отношениям. Демократичность педагога позволяет принимать решения при соблюдении равного участия взрослого и ребенка, обеспечивая их максимально полное и равное влияние на результат.
  10. Обладать самоуважением (объективной оценкой себя, отраженной в поведении, и в соответствующих эмоциях), стремлением к саморазвитию и самоактивизации. Постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка необходимых качеств является основой для достижения жизненного успеха. Концентрация на желаниях и целях стимулирует процесс постоянного поиска все новых и новых знаний для их достижения.
  11. Демонстрировать модель уверенного поведения и иметь навыки эффективного общения, позволяющие прямо выражать свои чувства, потребности, защищать законные права или мнение без угрозы и ущемления других, исключать чрезмерную или неуместную степень страха или беспокойства.
  12. Обладать внутренней мотивацией к труду, то есть испытывать интерес к предмету, процессу и результатам труда, получать удовольствие от работы, стремиться к творческому самовыражению и самореализации, оказанию помощи людям, сопереживанию и эмоциональному контакту.
  13. Доверять окружающим, признавать их право на самостоятельное решение собственных проблем. Демонстрировать уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, готовность к взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией.
  14. Иметь твердую систему взглядов и убеждений, в основе которой лежат определенные представления, идеи, существенно влияющие на отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, мировоззрением, принципами.

Педагог может развить указанные личностные и профессиональные качества, на наш взгляд, несколькими путями:

  • участие в тренингах – обучающих интерактивных мероприятиях, направленных на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок;
  • прохождение курсов, стажировок, участие в семинарах, конференциях, самообразование с целью получения новых знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
  • обмен опытом с коллегами, участие в работе мастер-классов и педагогических мастерских, саморазвитие для выработки умений, необходимых для эффективного образовательного взаимодействия с одаренными воспитанниками. 

Используемый источник: https://www.b17.ru/article/15326/

Категория: Учителям | Добавил: Ирина_Станиславовна (16.06.2015)
Просмотров: 1002 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0